110 лет локомотивному депо Туапсе.
Армавир-Туапсинская железная дорога создавалась в условиях жёсткой конкуренции и призвана была транспортировать зерно, лес, полезные ископаемые в Туапсинский порт из закубанских станиц и Ставрополья. Владикавказская железная дорога в те годы пользовалась своей монополией и диктовала свои цены и условия. Она остро препятствовала появлению конкурента.
Правительство решило исправить ситуацию, и в 1908 году поддержало образование акционерного общества Армавир-Туапсинской железной дороги во главе с инженером путей сообщения Петром Перцовым. Так началось строительство важной ветки. Железная дорога от Армавира до Туапсе – с двумя ветками на Майкоп и станцию Лабинская – протяжённостью 275 вёрст, была построена в неслыханно короткие для ХХ века сроки: с 1909 по 1915 годы. В 1914 году было построено и депо. Улица, на которой оно находится, до сих пор называется Деповской.
Вначале депо представляло собой деревянное строение, в котором помещалось два паровоза-тяжеловоза. Это были специальные паровозы, рассчитанные для горных условий. Изготовили их на Коломенском заводе. К каждому локомотиву была прикреплена своя бригада. Имена первых машинистов вошли в историю – Пётр Коняшкин, Николай Крук, Алексей Верижский, Георгий Ананьев, Константин Пахомов.
По дороге в новый век
Строительство Черноморской ветки началось в 1914 году, но достроить её в срок помешали революция и гражданская война. Новые власти понимали важность магистрали, поэтому строительство было продолжено, причём с большим энтузиазмом. Уже в 1923 году был запущен участок Туапсе – Сочи. А в 1927-м, всего за два года, было построено новое депо.
Первыми передовиками стали машинисты-новаторы Аксенушкин, Слюнин, Пахомов, Коняшкин, Михайлов, Манерный, слесари-экипажники и котельщики Седлачек, Гаврилов, Панин, Куприянов и другие. О них, о работниках депо, газета «Красный тяговик» писала: «Паровозы ценят, как детей своих. Пусть сдача, пусть приёмка, но паровоз, как куколку, и примут, и сдадут».
В Великую Отечественную войну магистраль продолжала работать под непрекращающимися бомбардировками. Вывозили раненых, подвозили подкрепление, боеприпасы, технику и продовольствие. История Туапсинского локомотивного депо трепетно сохраняет память о подвиге женщин-железнодорожниц, которые заменили ушедших на фронт мужчин, став кочегарами и машинистами. В 1957 году началась реконструкция локомотивного депо Туапсе, чтобы эксплуатировать и обслуживать электроподвижной состав. По свидетельству работников, новые локомотивы стали прибывать с завода с января 1958 года, ежемесячно, сплотками по 5 штук.
В марте 1958 года электрифицирован участок Куринская – Туапсе протяжённостью 61 км. А ко дню рождения Ленина, 22 апреля 1958 года, в депо Туапсе торжественно открыли движение. И потом меньше чем за два года полностью электрифицировали участок до Сочи.
Бодрое сегодня
За прошлый год локомотивы Туапсинского депо перевезли более 8 млрд тонн грузов, что на полмиллиарда больше, чем в 2022 году. Перевезено более 11 тысяч пассажиров. Ежедневный пассажиропоток – около тысячи человек.
– Сейчас осваиваем новую серию локомотивов полностью отечественного производства ТЭМ18ДМ с электрической системой торможения. Шесть таких маневровых тепловозов у нас уже есть – размещены на станциях Адлер и Имеретинский курорт. Планомерно заменяем старые серии. Новые локомотивы и выглядят гораздо эффектнее, и показывают хорошие результаты в эксплуатации, они экономичнее, – рассказывает начальник локомотивного депо Туапсе Валерий Фролов. – Последние два года у нас идёт значительное увеличение объёма пассажирских перевозок. Сейчас небольшое затишье – всего 13 пар поездов ведём в сутки, а с мая будет уже около 40 пар. Конечно, нужно сделать всё, чтобы обеспечить почти трёхкратное увеличение объёмов: и технику подготовить, и людей.
Штат депо сегодня укомплектован на 99,8%. Руководство борется буквально за каждого помощника, машиниста. Стараются удержать студентов, что приходят на практику. Применяют очно-заочную форму обучения, когда студенты техникумов, ещё учась, уже работают помощниками машинистов, получают зарплату.
– Соискателям необходимо пройти сложный путь при устройстве на работу. Медкомиссия, психолог, экзамены… Многие теряются, проваливают тесты – в итоге либо процесс затягивается, либо человек вовсе всё бросает и уходит. Чтобы этого избежать, мы внедрили карту трудоустройства. Там 8 листов, где всё пошагово расписано. Первый этап – собеседование с начальником депо. Потом нужно идти в такой-то отдел взять тот-то документ. Чтобы сдать экзамены, надо на сайте – вот ссылка – тренироваться, проходить предварительное обучение. И результат есть, после эти пацаны, которым сейчас по 18- 19 лет, приходят и уже осознанно начинают этот процесс.
Поздравили предприятие Руководитель Туапсинского регионального отделения Дорпрофжел на СКжд Бердник М.В. который вручил памятный подарок и руководители смежных предприятий.