Северо-Кавказская железная дорога отмечает юбилей - 160 лет

Северо-Кавказская железная дорога отмечает юбилей - 160 лет

Северо-Кавказская железная дорога отмечает юбилей — 160 лет

Железнодорожная магистраль родилась в ответ на бурное развитие донской угольной промышленности

Северо-Кавказская железная дорога отмечает юбилей - 160 лет, изображение №1

К концу 50-х годов XIX столетия на Дону начинает активно развиваться угольная промышленность. Центром добычи каменного угля становится Грушевский рудник. Здесь действовало 44 шахты, на которых добывалось 3,6 млн. пудов твердого топлива. Развитой в регионе донской водной артерии с выходом на внешний рынок оказалось недостаточно. Это заставило промышленников и торговых людей Дона задуматься о необходимости строительства железной дороги.


Идя навстречу общим пожеланиям, наказной атаман войска Донского генерал-адъютант Михаил Григорьевич Хомутов 1 марта 1860 года обратился в Военное министерство с рапортом о необходимости сооружения железной дороги от Грушевских рудников к пристани на донском берегу у станицы Мелеховской, обосновывая свое ходатайство экономическими выгодами и нуждами развивающейся промышленности края.
В мае того же года император Александр II дает свое согласие, а 18 декабря утверждает представленное Управлением иррегулярных войск и принятое военным советом “Положение о комитете для со­оружения Грушевско-Донской железной дороги и пристани на реке Дон”. Государь утвердил и штат комитета в составе семи человек. Обязанности председателя комитета возлагались на атамана войска Донского.

Днем рождения СКЖД считается 29 декабря 1864 г. (10 января по новому стилю).

Железнодорожный вокзал Новочеркасска, начало 20 века
Железнодорожный вокзал Новочеркасска, начало 20 века

В этот день на станции Новочеркасск состоялась торжественная церемония открытия железнодорожной линии протяженностью 66 вёрст от Грушевского посада (ныне — город Шахты) через Новочеркасск до станицы Аксайской (ныне — город Аксай) с отдельной веткой к угольным копям и пристанью на донском берегу.


Всего открылось пять станций — Грушевская, Атюкта, Максимовка, Новочеркасск, Аксай. На каждой из них были воздвигнуты вокзалы. В столице донского казачества Новочеркасске вокзал возвели двухэтажный каменный, в Аксае — временный деревянный, остальные вокзалы были одноэтажными, но капитальными — из камня.

Новая железная дорога была оборудована электромагнитным телеграфом с передачей сигнала по гальванизированной проволоке диаметром 4 мм, подвешенной на деревянных столбах с фарфоровыми изоляторами и устройствами для натяжения провисающих проводов. На станциях устанавливались телеграфные аппараты систем Морзе и Сименса. Все станции ограждались сигнальными железными дисками на деревянных столбах высотою 2,6 сажени.

Северо-Кавказская железная дорога отмечает юбилей - 160 лет, изображение №3

Тягу поездов обеспечивали 4 паровоза «о шести ведущих колесах» с тендерами, в задней части паровоза устроена железная будка для машиниста. Для перевозки пассажиров и грузов дорога закупила 161 товарный, 2 багажных и 14 пассажирских (7 закрытых, 2 летних с навесом, 4 летних открытых) вагонов. Имелся грузоподъемный мост через Северский Донец у станции Каменская, кран на железнодорожном ходу на 370 пудов. Грушевско-Донская железная дорога соединила земли войска Донского с центральными районами России. Она стала началом Cеверо-Кавказской железной дороги, объединившей донской, южный и северо-кавказский регионы со всей страной.

Источник: Панорама (www.panram.ru)

08:20