ИСТОРИЯ Туапсинской дистанции электроснабжения

Автор: Темиров Н.И. вкл. .

В декабре 1956 г. был принят в эксплуатацию первый электрифицированный участок на участке Адлер - Веселое протяженностью 32 км на постоянном токе, введена тяговая подстанция Адлер, дистанция контактной сети Сочи, Сочинский  район электроснабжения   и 31 декабря 1956 года на ст. Сочи прибыл первый электровоз.

         Начиная с февраля 1957 года приступили к монтажу контактной сети  участка Белореченская-Туапсе силами монтажного поезда № 703. Официально Туапсинский участок энергоснабжения был организован в мае 1957 году по приказу Министерства путей сообщения от 10 мая 1957 года № 1319 на базе энергосилового хозяйства.  4 ноября 1957 года первый электровоз ВЛ-22м № 1752, ведомый машинистом локомотивного депо Туапсе Юсовым Иваном Дмитриевичем, первым прошел по участку Белореченская – Куринская, а с апреля 1958 года электровозы повели поезда и до станции Туапсе. 

Электрификация проводилась этапами.

1957 г. – участок Белореченская-Туапсе, ввели 4 тяговые подстанции (Белореченская, Тверская, Куринская, Гойтх), 3 дистанции контактной сети (Белореченская, Тверская, Куринская) и 2 района электроснабжения (Белореченский и Туапсинский). С 25 декабря того же года началось регулярное движение на этом участке. 

1958 г. –  участок Туапсе-Сочи, ввели 4 тяговые подстанции (Туапсе,  Лазаревская, Дагомыс, Якорная Щель) и  3 дистанции контактной сети (Туапсе, Лазаревская, Сочи).  С апреля 1958 г. электровозы пошли по всему  участку Белореченская-Туапсе, протяженностью 133 км.   

1962 г. -  участок Армавир-Белореченская, ввели тяговую  подстанцию Курганная, Лабинский район электроснабжения и  3 дистанции контактной сети (Андреедмитриевская, Курганная, Гиагинская),   стыкование постоянного и переменного тока осуществлялось по станции  Белореченская.

1965 – 1966 гг. – построены и  введены в эксплуатацию 4 новые тяговые подстанции (Кривенковская, Кабардинская, Магри, Мацеста).

1967-1968 гг. – введен в эксплуатацию промышленно – экспериментальный полигон на два рода тока Белореченская – Майкоп, тяговая подстанция Ханская, дистанция контактной сети Майкоп.

1975-1976 гг. - построены и  введены в эксплуатацию 2 тяговые  подстанции (Навагинская, Комсомольская).

1978 г. – введена новая линия Краснодар-Туапсе, что позволило обойти Гойтхский перевал, сократив на 5-6 часов время нахождения в пути поезда от Ростова до Туапсе и повысить провозную и пропускную способность, проведено усиление линии Туапсе-Адлер со строительством двухпутных вставок, развитием станций и удлинением путей. Введены 2 дистанции контактной сети  (Чинары, Горячий Ключ) и 5 тяговых подстанций ( Горячий Ключ, Фанагорийская, Афапостик, Чинары, Чилипси).

2008-2012 гг. -  – в период подготовка устройств электроснабжения на участке Туапсе-Адлер-Красная Поляна к проведению Олимпийских Игр 2014 г. в г. Сочи выполнена полная реконструкция существующей контактной сети на участке Туапсе-Адлер со строительством двухпутных вставок, реконструкция 7 существующих тяговых подстанций (Туапсе, Магри, Лазаревская, Якорная Щель, Дагомыс, Мацеста и Адлер), введен в эксплуатацию участок для интермодальных перевозок Адлер-Аэропорт, построены новые участки на переменном токе Адлер-Красная Поляна,  на постоянном токе участок Адлер-Олимпийский парк (общая развернутая длина новой контактной сети постоянного и переменного тока составляет 154 км), сооружены понизительные подстанции   ПС 110/10 «Ахштырь», ПС 110/10 «Монастырь», ПС 110/10  «Чвижепсе», ПС 110/10 «Тоннельная», построены десятки километров  воздушных и кабельных линий электроснабжения 10-110 кВ.

2013 г. – введены в работу новые участки Адлер-Роза Хутор на переменном токе и  на постоянном токе участок Адлер-Олимпийский парк,  введены в работу 3 тяговые подстанции (Горная, Береговая, Некрасовка),   район контактной сети и район электроснабжения Некрасовка.

За время существования Туапсинский участок энергоснабжения превратился в крупное предприятия, имеющее 11 районов контактной сети, 24 тяговые подстанции, 4 района электроснабжения, ремонтно-ревизионный участок и энергодиспетчерскую в пределах участка Белореченская-Туапсе- Веселое-Роза Хутор-Горячий Ключ  с ветвями.

За прошедшие годы во главе Туапсинской дистанции электроснабжения стояли:

Шведиков  Валентин Андреевич – первый начальник Туапсинского энергоучастка с мая 1957 г. по 23.08.1967 г., Почетный железнодорожник.

Кручинин Владимир Петрович – прибыл с Азербайджанской ж.д., работал начальником РРУ, главным инженером, заместителем начальника и  с 24.08.1967 г. по 16.05.1969 г. начальник участка энергоснабжения.   В 1976 г.  был назначен   начальником службы электрификации СКжд. 

Дядиченко Борис Федорович - возглавлял энергоучасток  с 17.05.1969 г. по 15.01.1971 г.

Кузнецов Евгений Дмитриевич – после окончания железнодорожного техникума 1957 г. был направлен в Туапсинских энергоучасток, прошел путь от электромонтера до начальника участка, возглавлял участок  с января 1971 г.  по 03.09.1974 г.

Голощапов Демьян Демьянович – прибыл после окончания РИИЖТа мастером подстанции Белореченская. Когда началась электрификация был назначен инженером, начальником тяговой подстанции. Потом главным инженером, заместителем начальника, а  с сентября 1974 г. по февраль 1980 г. начальник участка энергоснабжения.  

Подковырин Виктор  Дмитриевич – с 1959 г. прошел путь электромонтера, бригадира, мастера, начальника дистанции контактной сети. В 1974 г. назначен заместителем начальника, а с 15.02.1980 г. по 24.05.1999 г. возглавлял дистанцию.

Жуков Сергей Петрович – прибыл с ЭЧ-Минводы. Прошел путь от электромонтера контактной сети до начальника дистанции электроснабжения, возглавлял  дистанцию с 05.05.1999 г. по 17.03.2006 г.

Малиновский Сергей Валерьевич – прибыл после окончания РГУПСа в 1998 г. молодым специалистом. Прошел путь электромеханика ремонтно-ревизионного участка, заместителя начальника дистанции по тяговым подстанциям, главного инженера и с  18.03.2006 г. по 12.03.2007 г. возглавлял  дистанцию  электроснабжения.

Твердохлебов Сергей Викторович - прибыл из ЭЧ-Ростов, прошел путь от электромонтера контактной сети ЭЧ-Сальск до начальника дистанции. С 13.03.2007 г. по 13.09.2009 г. возглавлял  Туапсинскую дистанцию  электроснабжения.  В сентябре 2009 г. был назначен заместителем начальника службы электрификации и электроснабжения.

Кирезлиев Сергей Александрович  начал свой путь с  ЭЧ –Миниральные Воды с 1997 года в должности электромонтера.  С 14.09.2009 года  по 06.06.2019 г.

Колесников Андрей Валерьевич начал свой путь с  ЭЧ – Чита с 2016 г. в должности  электромонтера до начальника района контактной сети. С 22.07.2019 г. и по настоящее время является начальником Туапсинской дистанции электроснабжения.